wake-west.ru

Российская техника покорила сердца бразильских аграриев

Таинственная капоэйра. Чем покоряет россиян бразильское искусство

Слово «капоэйра» (будем произносить его так, в более привычной фонетике, хотя правильнее будет всё-таки через «у») у большинства россиян вызывает недоумение. В лучшем случае, кто-нибудь вспомнит Эдди Гордо из игрушки «Мортал Комбат» или фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскасом в главной роли.

Между тем, капоэйра, как спортивное явление, в России стремительно набирает армию сторонников, и, не исключено, что вскоре она потеснит такие привычные виды единоборств, как карате, тхэквондо или кикбоксинг.

А всё потому, что капоэйра имеет множество уникальных достоинств, делающих из неё не только способ постоять за себя, но и здорово «прокачать» тело физически.

Отголосок запретных культов

«Бум-бум-ба, бум-бум-ба», – африканские барабаны атабаке размером в половину человеческого роста выстукивают ритм, вводящий в своеобразный транс. В такт с ними мелодично позвякивают беримбау – инструменты вроде лука для стрельбы с натянутой на него струной и резонатором-кабасой, сделанным из обыкновенной огородной тыквы. Им сухо вторит ближайший сородич бубна – пандейру, а довершают полифонию звуки двойного колокольчику агого и ребристой трещотки реку-реку.

Большинство этих инструментов когда-то использовались в ритуальных танцах афро-бразильской религии кандомбле, основанной на поклонении духам и тесно связанной с таинственным культом вуду.

Добавьте к этому многоголосый хор, дружно поющий что-то вроде: «Ой синь синь, ой нау нау», и в голове невольно возникнет образ какого-то таинственного языческого обряда в запрещённой секте.

Не зная сути происходящего, образ из фильма в жанре «хоррор» только усилится, когда на передний план выступят главные участники действия – люди в белых футболках и штанах, среди которых есть как маленькие дети, так и почтенные представители семейств с уже проступающей сединой.

Люди в белом образуют живой круг, в основании которого на корточках садятся двое участников, хлопают друг друга в ладоши, а затем синхронно делают акробатическое колесо. Далее начинается невообразимый обмен телодвижениями, в котором непрерывный поток ударов чередуется со всевозможными кульбитами, сальто и стойками на одной и двух руках. И сердце холодит, когда представишь, что будет, если кому-то всё-таки «прилетит» ногой в голову. Но нет, участники ловко уходят от пролетающих над головой конечностей, и уступают место в центре живого круга следующим.

А ритм инструментов ускоряется, подчиняя себе и скорость движения человеческих тел. Всё быстрее и быстрее, превращая происходящее в какой-то невообразимый бразильский карнавал.

Именно такой – весёлой, зажигательной и лёгкой – представляется капоэйра для большинства непосвящённых. И во многом так оно и есть. Однако помимо внешнего, в ней есть то, что открывается только тем, кто начинает постигать экзотическое искусство, которому до сих пор не нашли точного определения что это – боевая техника или сложный набор физических упражнений. А именно – уникальный путь к самосовершенствованию, возможный, пожалуй, только в капоэйре.

Читать еще:  Чем полезен миндаль и как его принимать

Всё «в одном флаконе»

По словам президента Федерации капоэйры Челябинской области, руководителя клуба «Баланс» Вадима Кузьмина, в капоэйре каждый находит то, что ему нравится в первую очередь – этакий фитнес в сочетании с ударами.

«Одни видят себя крутыми бойцами – они могут развивать непосредственно ударную технику. Другим важна акробатика – такие налегают на прыжковую часть. Третьи мечтают привести в форму собственное тело – капоэйра для этого великолепный способ, так как подтягивает все группы мышц и даёт растяжку не только на ноги, а на всё тело – плечи, позвоночник, другие суставы», – рассказывает Вадим.

Кроме того, в отличие от других видов единоборств, капоэйра даёт эффект «здесь и сейчас». Так, умение культурно сломать чью-нибудь большую берцовую кость, если вы не профессиональный боец, может не пригодиться ни разу в жизни. Но всё это время вам придётся исправно отрабатывать зубодробительную технику на манекене или спарринг-партнёре. А капоэйра даёт отдачу каждый раз. Потому что в постоянной игре – вся её суть.

«Бесконтактный способ не означает, что касания партнера не предусмотрено в принципе. На более поздних этапах появляются не только удары ногами, но и броски и даже удушающие приёмы, провести которые можно только тесно контактируя с партнёром. Возьмите смешанные бои – хорошие бойцы капоэйры вышибают соперников одним ударом, – поясняет Кузьмин. – Просто считается, что контакт зажимает технику: взаимодействие может свестись к обмену простыми, но эффективными ударами. А отсутствие контакта подразумевает использование всего арсенала имеющихся навыков».

Игра для всех возрастов

По словам Вадима, капоэйра годится для всех возрастов. Не случайно, старшая группа в его клубе характеризуется как «от 12 до 99», а в младшую хотя и берут с четырёх лет, но есть и трёхлетки. Поэтому, логично, что дети и их родители ходят вместе.

К примеру, Сергею – 44. Мужчина влюбился в капоэйру семь лет назад, но тогда посчитал себя староватым для акробатических кульбитов. Оказалось, зря. А вспомнил о бразильском искусстве, когда решил устроить в какую-нибудь секцию дочь, которой на тот момент было чуть больше трёх с половиной лет. Прошло три месяца, а Сергей уже вовсю крутит замысловатые удары, а его Ксюшу уже оценили в детском саду за лучшую среди сверстников растяжку.

«Представлял, что придётся потрудиться, но не настолько! – рассказывает Сергей. – После тренировки футболку в прямом смысле приходится выжимать. Организм получает отличную физическую нагрузку и, кроме того, занятия дают ощущение уверенности в том, что случись что, ты сможешь за себя постоять. Ощущаю вторую молодость, хотя иногда от усталости еле стою на ногах».

Читать еще:  Подосиновик белый: где и когда растёт, свойства

Сергей работает в офисе и, признается, после девяти часов сидения за компьютером остается одно желание – поскорее улечься на диван. Но физическая нагрузка оказывает волшебное действие, и умственная усталость сгорает.

Запрещённое искусство

Капоэйра зародилась в Бразилии в среде рабов, привезённых туда из Африки, и стала ответом на жестокое отношение рабовладельцев. До сих пор единого мнения о её происхождении нет. Наиболее распространённой является версия, что, не имея возможности носить оружие, рабы закамуфлировали под танцевально-акробатической оболочкой самые эффективные удары, сделав их, по сути, таким же оружием, как нож или ружьё.

Несмотря на отмену рабства в Бразилии в конце XIX века, капоэйра долго оставалась под запретом официальных властей страны – так же, как в Советском Союзе какое-то время запрещали каратэ.

Владение капоэйрой до сих пор остается неизменным оружием уличных банд из фавел – бразильских трущоб, но, несмотря на это, а может, как раз поэтому, стремительно распространяется по всему миру, и России в том числе.

На российской почве

В ответ на вопрос, есть ли точки соприкосновения с капоэйрой российского менталитета, Вадим Кузьмин улыбается.

«Бразильцы говорят, что Россия к ним гораздо ближе, чем, скажем, Европа. Мы более жёсткие, мы любим музыку, широту и размах. Всё это с избытком есть в капоэйре», – уверен специалист.

Одним словом, сплошные плюсы. А минус у бразильского искусства, пожалуй, только один – оно требует постоянных занятий. Так как качество техники капоэйры напрямую зависит от количества вложенного в неё труда. Следовательно, первые наглядные результаты, когда удары и уходы от них в сочетании с акробатическими элементами будут получаться сами собой, придут нескоро. Для этого придётся попотеть два-три года. Но все, кто прошёл этот путь, в один голос заявляют – он того стоит!

Бразильское кино покоряет Россию

С 4 по 9 октября Москва и с 11 по 16 октября Санкт-Петербург примут девятый Фестиваль бразильского кино, по традиции подготовивший для российского зрителя лучшие новинки бразильского кинорынка, завоевавшие признание в мире за последний год. Программа фестиваля, который пройдет в киноцентре «Октябрь» в Москве и кинотеатре «КАРО 9 Варшавский экспресс» в Санкт-Петербурге, включает 13 картин, в том числе 11 полнометражных художественных и 2 документальные.

Фильмом открытия 4 октября в Москве станет титулованная драма режиссера Роберто Берлинера «Низе, сердце безумия», основанная на реальной истории известного бразильского психиатра 40-ых годов ХХ века Низе де Силвейра. Главная героиня, роль которой исполнила бразильская кинозвезда Глория Пирес, хорошо знакомая в России благодаря телесериалам, пытается ввести новые методы лечения в одной из психиатрических клиник Рио-де-Жанейро, превращая своих пациентов в общепризнанных представителей современного искусства. Картина отмечена многочисленными наградами, включая победы в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая женская роль» 28-ого Международного кинофестиваля в Токио (2016); Приз зрительского жюри Фестиваля латиноамериканского кино в Эперне (Франция, 2016), а также звание «Лучшего фильма» и приз зрительских симпатий Международного кинофестиваля в Рио-де-Жанейро (2015).

Читать еще:  Основные свойства спаржи лекарственной

Ярким событием фестиваля будет показ номинированного на «Оскар-2016» полнометражного анимационного фильма «Мальчик и Мир», уже завоевавшего премию «Энни» (США) и главные призы Фестиваля в Анси (Франция), считающегося наиболее авторитетным мировым смотром достижений мультипликации. Насыщенная красками и музыкой, история без диалогов повествует о жизни мальчика, сбежавшего из деревни в большой город. В своем путешествии, показанном в различных мультипликационных техниках, герой окунется в противоречия современного мира.

Режиссер Афонсо Пойарт, снискавший в прошлом году известность в Голливуде благодаря фильму «Экстрасенсы» с Энтони Хопкинсом, представляет свою новую работу «Крепче всего мира. История Жозе Алдо», оцененную кинокритиками как один из лучших образцов бразильского кино последних лет. Фильм в жанре экшн раскрывает историю жизни одного из прославленных современных бойцов MMA Жозе Алдо, выросшего в провинциальном городе Манаус в джунглях Амазонки и рискнувшего отправиться в Рио-де-Жанейро в погоне за мечтой о чемпионстве.

В программу фестиваля отобраны фильмы различных жанров, которые удовлетворят вкусы всех категорий зрителей. Любителей экшна заинтересует«Именем закона», своего рода современный вестерн в антураже приграничья Бразилии и Парагвая, и историческая картина «Уроки вора» о легендарном мошеннике из Рио-де-Жанейро начала XX века. Полемическая драма «Мама только одна» раскроет семейную трагедию одного из самых нашумевших дел в полицейской практике Бразилии. Романтический жанр представлен комедией «Окно напротив» о расставшейся семейной паре, живущей в соседних домах, и картиной «Воздушный мост» об истории любви, разделенной расстоянием между Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Дополняет список полнометражных фильмов фестиваля держащий до последнего кадра в напряжении психологический триллер «Любовь бессмертна», авторское кино «Биг Жато» и привлекающая внимание колоритной операторской работой драма «Реальная красота».

Почитатели бразильской музыки по достоинству оценят две документальные ленты фестиваля – «Девушки в ритме самбы» о вкладе женщин в развитие традиций самбы и бразильских карнавалов, а также «Семь струн, семь жизней. Русское наследие» об исследовании известным бразильским гитаристом Яманду Костой русских корней семиструнной гитары.

Фестиваль бразильского кино в Москве проводится по инициативе бразильской продюсерской компании «Linhas Producoes Culturais» при поддержке Посольства Бразилии в Москве и сети кинотеатров нового поколения «КАРО».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector